Мотивация — первый компонент процесса обучения
Мотивация — «закон готовности» Э. Торндайка — первый обязательный этап формирования умственных действий. Мотив — это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия. Мотивы к обучению пациента могут быть внутренними и внешними, К внешним мотивам относятся ожидание выздоровления, материальная выгода, наказание, награда и т.д. К внутренним мотивам относят такие, которые побуждают пациента к учению, к непосредственной цели учения, к потребности в активности, к стремлению повысить достигнутый ранее уровень знаний, умений и навыков. Потребность пациента в чем-либо выражается поступками и повседневным поведением.Наиболее полным является определение мотива согласно Л.И. Боглович, где в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания — словом, всё то, в чем нашла воплощение потребность.
Существуют четыре структурных компонента мотивации:
- Удовольствие от самой деятельности.
- Значимость для личности непосредственного ее результата.
- «Мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность.
- Принуждающее давление на личность.