Факторы, способствующие общению
Оказывая помощь пациентам, медсестре необходимо использовать целый арсенал личных качеств и навыков, приемов и методов общения для установления доверия с пациентом и членами его семьи с целью поиска эффективного решения проблем пациента. Эти личные качества значительно облегчают общение и решение проблем пациента. К личным качествам медсестры, оказывающей помощь, относятся: сопереживание, искренность, проявление заботы, уважения.Обладая этими качествами, медсестра должна установить доверительные взаимоотношения. К ним относятся:
- целенаправленная беседа,
- доверие и контакт,
- создание условий для самовыражения.
Доверие и контакт — это очень важные элементы.
К факторам, способствующим общению, относятся и навыки по оказанию помощи, которые могут помочь пациенту разобраться в своих проблемах и рассказать о них. Рассмотрим наиболее существенные из них:
- навыки общения;
- навыки реагирования и постановки вопросов;
- навыки планирования целей;
- навыки моделирования, демонстрации с целью обучения пациента;
- консультирование, практические занятия с целью овладения новыми навыками.
- конфронтация (например, когда пациент думает, что он никому не нужен, а медсестра, установив хорошие отношения с родственниками, проявляющими заботу о пациенте, убеждает пациента в обратном);
- поддержка (например, серьезные проблемы, осложнившие состояние пациента, но когда он убеждается, что вины врача в этом нет, его чувства могут прийти в полное смятение, и здесь очень важную роль играет медсестра, проявляющая сопереживание, понимание и поддержку);
- молчание (например, смерть близкого человека вызывает у пациента сильные эмоции, слезы. В этом случае лучше помолчать и просто «быть рядом» с пациентом);
- прикосновение (например, задержать руку на плече пациента, когда ему трудно, показывая, что медсестра понимает всю трудность ситуации и оказывает ему поддержку).